При выполнении любого элемента в айкидо мастера рекомендуют использовать кокю-реку, то есть силу дыхания. Также эта техника используется и в дзюдо, и в дзю-дзюцу. Но она заключается не в том, чтобы правильно дышать, а в том, чтобы проникнуть в ритм действий вашего противника, подстроить под него себя. Именно подстройка к действиям противника позволяет понять их и таким образом действовать не наугад, а целенаправленно. Теоретически при использовании кокю-реку есть возможность повалить своего противника, даже не вступая с ним в противодействие. Броски, в которых используется эта техника, которая считается самой сложной в айкидо, требуют максимально возможной концентрации. Например, если тори находится в положении сидя и при этом схвачен за оба запястья сразу, он подается на рывок вперед, затем выводит вверх обе руки, и словно поднимая меч, и также словно катану, опускает и свои руки, и руки укэ вниз, чем выводит его из равновесия.
Сложнейшая техника айкидо, о которой мы попытались хоть что-то рассказать, не поддается более или менее подробному описанию. И представить по описанию эту технику практически невозможно. Еще великий Уэсиба говорил, то нет в айкидо ни определенного стиля, ни форм. Секрет своего учения он сравнивал с загадкой самого мироздания. Спортивное айкидо он не признавал, и от всех своих учеников требовал в первую очередь глубины самопознания. Его наследие живет и сейчас…