Термин «духовный» можно отнести к чему-нибудь такому, не имеющему внешней формы, к энергии, составляющей основу материального мира. Как правило, термин «духовный» противопоставляется термину «мирской» или «материальный». Данное чувство или энергию довольно часто связывают с источником созидания, поэтому ее можно назвать Буддой, Богом и т.д. С точки зрения научных теорий, основу материального мира форм составляет ядерная энергия, при этом одновременно сосуществуют оба эти уровня. Поэтому существует два разных подхода и две разные точки зрения, позволяющие исследовать бытующую реальность. На одном уровне люди, занимающиеся айкидо, должны концентрироваться на физических аспектах – глубине, ширине, длине, и на объектах, ощущаемых с помощью осязания, зрения, обоняния, слуха и вкуса.
Сюда благодаря Буддизму добавляется и шестое чувство, заключающееся в способности ума воспринимать мысли и идеи. Но, с помощью органов чувств невозможно обнаружить второй уровень. Поскольку предполагается, что этот уровень составляет основу всего источника, из которого материальный мир возникает непрерывным потоком. Земной или материальный мир можно назвать проявлением данной созидательной силы, составляющей основу всего и не имеющую форму, находящуюся за пределами ограничений пространства и времени. Если «фокус внимания» обратить вовнутрь, не привязываясь к языку и умозрительным представлениям, то можно открыть чистый «доступ» к абсолютному опыту «присутствия», не имеющему формы и границ. Каждого из нас можно назвать этим мистическим «явлением, сочетающим в себе духовное и мирское.
В теистических религиях некий созидающий Бог рассматривается в виде источника духовного измерения. Основная цель таких религий заключается в том, чтобы стать гармоничными, слитными с «Божьей волей», и так вести духовную жизнь. Буддизм, как нетеистическая религия, считает, что созидающая жизненная сила выражает само по себе все сущее. Это означает, что всё и все взаимосвязаны одномоментным выражением единой жизненной силы.
Как Буддизм подходит к айкидо
Можно сказать, что исходное противоречие существует между буддизмом и действиями, ориентированными на самооборону. Согласно буддизму, главное препятствие для духовного развития состоит в приверженности к идее «индивидуальной сущности». Для того, чтобы жить в обществе необходимо идентифицировать себя, осознавать себя как личность и иметь представление о себе, как об отдельной индивидуальности. Но, это является и серьезной отрицательной стороной, способной привести к неизмеримым страданиям. Изначальная общность опыта при формировании самости или эго должна быть разбита на две категории или части.
Сейчас с одной стороны располагается личность, имеющая отношения с тем, что по ее мнению лежит за ее пределами – мир объектов, который противостоит миру субъекта. Теперь субъект должен все время находиться в настороженном состоянии и стараться защищать себя от «опасного» внешнего мира. Начинает исчезать чувство изначального «единства», отличающееся только мирным «пребыванием» во всей полноте естественного опыта. Желание научиться защищать себя воспринимается, как попытка еще более усилить такой раскол, стать более могучим и сильным, а не стремиться восстановить изначальное единство объективного и субъективного.