Уэсиба Морихэи не одобрял комплексы боевых упражнений (ката), как тренировочный метод, поскольку твердо верил, что «статическое» предварительное оговаривание применяемых техник противоречит принципу непосредственной спонтанной передачи техники от богов. Поэтому во многих стилях айкидо ката, как комплекс заблаговременно обусловленных техник, не применяется в виде способа обучения.
Систематизированный бой с тенью
Кэндзии Томики, так же, как и предшествующий мастер Дзигоро Кано, ощущал, что ката это ценное средство обучения, поэтому он их включил в свою систему. Сейчас, многие практикующие Томики айкидо признают то, что под ката подразумевается набор техник, практикуемых с партнером, позволяющих изучить основные принципы данного стиля. В действительности, японский термин ката подразумевает не только все выше сказанное, но и более того. Донн Драегер – известный исследователь боевых искусств определяет ката, как «заблаговременно обусловленную форму», и в своей книге «Классические будзюцу» продолжает объяснять, что «ката являются основным способом обучения для всех будзюцу, поскольку это единственный путь действия, характерного для будзюцу, и могут без опасности ранить или убить противника на практике».
Бесспорно, на протяжении периода Враждующих Царств – Сэнкоку Дзидаи воины вполне могли испытать разные спонтанные техники на поле битвы, и в дальнейшем предпочитали навыки отрабатывать на тренировках, позволяющих воину обеспечить тот «фундамент», дающий возможность нужным техникам, спонтанно, возникать в необходимый момент. Это достигалось с помощью бесчисленных повторений комплексов боевых упражнений (ката). Такой метод обучения воины использовали, скорее всего, потому, что большинство из комбинаций ударов и техник ката, предполагали, что основатель этого рю создал его под влиянием божественного вдохновения. В каждом случае, ката содержало опыт и знания, приобретенные успехами одного гениального бойца или на поле битвы, или обобщения опыта, накопленного многими.
Каждая техника ката в последовательности движений представляет определенное изучение ситуации (камаэ, мааи, оружие или способ нападения). Каждое ката составлялось таким образом, чтобы было можно подчеркнуть его специфическую направленность. Несмотря на то, что ката составлялись разной сложности, но ее постепенно старались увеличить. Если разумно использовать безопасные предопределенные последовательности движений, то у воинов появлялась возможность тренироваться на пределе, чтобы развивать свои интуиции, рефлексы, храбрости, что позволит в сражении остаться в живых. Из-за того, что ката рассматривалось, как духовная «основа» тренинга, существенный компонент духовной «закалки», поэтому они становились все более важными тогда, когда классические традиции начали развиваться по мирному пути. Несмотря на то, что ката существуют во многих современных японских боевых искусствах, но их значение может быть довольно легко утрачено, если данное искусство будет преимущественно спортивно развиваться.