Отец Уэсибы – Ёроку разрешил ему заниматься продолжительной ходьбой, сумо и плаванием. Всего в 2-3-х минутах пешей ходьбы от домостроения Уэсибы находился океан, и он, когда жил в Танабэ, старался каждый день бывать у воды. В детстве он любил купаться и ловить рыбу с помощью остроги, а в юности совершал религиозные омовения. Длительное пребывание Уэсибы на свежем воздухе – в полях, у океана, в горах, помогло ему обучиться пониманию не только благ, но и устрашающей силы природы.
После того, как шайка бандитов, подосланная политическими оппонентами, напала на его отца, он кое-что ранее незнакомое о человеческой природе открыл для себя – человеку нужно быть сильным, дабы уметь дать отпор грубой силе. Ему нравилось читать книги, учиться, но только не в классных комнатах. Уэсиба был настолько нетерпелив и непоседлив, что даже в первый год учебы просил своих родителей не посылать его больше в среднюю школу. Затем после изучения соробан («счет») в специальном заведении, он стал заниматься в освоенном им, самостоятельном ритме. Его способности к вычислениям дали ему возможность выполнять обязанности помощника учителя.
Начало политической деятельности
Взросление будущего сэнсэя Морихэя Уэсибы началось приблизительно в 1900 году, когда он стал работать бухгалтером в одном из местных налоговых учреждений. Вскоре после вступления на эту должность, он начал опротестовывать новый закон, регулирующий рыбную ловлю. По мнению Уэсибы, из-за этого закона местные рыбаки были поставлены в невыгодные условия, поскольку им приходилось заниматься и рыбной ловлей, и земледелием. В знак протеста он ушел с работы, и, присоединившись к демонстрантам, стал одним из вожаков, пытающихся противодействовать новому закону. Этот поступок Уэсибы очень расстроил его отца, так как тому нужно было внедрять данный законодательный документ, ибо он был членом совета поселения.
Морихэй, после того, как угасло движение протеста, начал мучительно подыскивать для себя новое занятие. Семья Уэсибы решила, что ему нужно сменить обстановку. В 1902 году 19-летний Уэсиба, получив финансовую поддержку от отца, отправился в Токио. Он, приехав в столицу, вначале стал помогать хозяину одной из лавок, потом с ручной тележки продавал школьные и канцелярские принадлежности. В вечернее время Уэсиба занимался фехтованием в учреждении Синкагэ-рю, а также дзю-дзюцу в Тэнсин Синьё-рю. Благодаря этим непродолжительным тренировкам он получил намёк на свое истинное призвание. Процветание его бизнеса позволило ему нанять несколько помощников. Но после продолжительной болезни, вызванной скверным питанием и многочасовым трудом, он свое дело передал помощникам, при этом, даже не потребовал своей доли. В октябре 1902 года сэнсей Морихей Уэсиба возвратился в Танабэ, где женился на своей далёкой родственнице со стороны матери – на Хацу Итогава.
Уэсиба понимал, что вскоре разразиться война между Японией и Россией, и его могут призвать в армию. Он для восстановления своего здоровья и укрепления тела разработал строгую программу тренировок. Также он долгие часы проводил в горах, и на своей спине носил немощных и больных паломников на протяжении двадцатимильной дороги к святилищу Кумано, при этом, она старался акт милосердия совмещать с тренировками.