В массовом сознании айкидо всегда считалось не только разновидностью восточного единоборства, но и сложной философско-этнической системой, которая своими корнями уходит в восточное мировоззрение и религию. Это объясняется тем, что Морихей Уэсиба – основатель айкидо, большую часть своей жизни являлся членом синтоистской секты Омото-кё. Ее последователи старались исповедовать довольно миролюбивую идеологию, поэтому повседневные проблемы решали без насилия и агрессии. Следует отметить, что уже тогда их взгляды не стали им помехой, чтобы посещать додзё Уэсибы «Кобукан», ведь его довольно сложно назвать средоточием нежности и доброты.
Но, О-сенсей являлся очень религиозным человеком, поэтому большинство нюансов и принципов айкидо он старался объяснять, используя философские аллегории. Со временем благодаря такому подходу айкидо стал одним из наиболее духовно богатых боевых искусств, поэтому довольно часто в додзё приходят люди, воспринимающие данные аллегории практически буквально.
Главная особенность айкидо
Главной особенностью айкидо является то, что его относят к искусству добра, мира и человеколюбия. Поэтому победу в противоборстве можно достичь не путем столкновения, а благодаря переориентации энергии атакующего куда-нибудь мимо. Такой штамп может вполне считаться основным при рассмотрении айкидо в виде своеобразного устоявшегося бренда. Такой принцип активно распространяется различным психотерапевтами, психологами, консультантами бизнеса и другими интеллигентами, чтобы придать этакую восточную мудрость своим аргументам. На самом деле, не одно боевое искусство не основывается на агрессии, как на орудии взаимодействия с окружающим миром.
Дзюдоисты, каратисты и муайтаевцы, добившиеся определенных успехов, никогда не будут вести себя агрессивно или вызывающе, поскольку агрессия является проявлением собственной неуверенности и страхов, а эти парни отдают отчет своим способностям и очень хорошо знают себе цену. Для них участие в соревнованиях является не более, чем тренировочным этапом, ну, безусловно, спортивным азартом.
При этом большинство людей, занимающихся айкидо, не боясь прямо на татами получить в бубен, стараются рассуждать о собственном величии и о собственной исключительности, что, конечно, показывает то, что далеко не все айкидоки являются носителями миролюбивых идей всеобщей гармонии. Иными словами можно сказать, что айкидо, как и любое другое боевое искусство, направлено, в основном, на физическое и духовное совершенствование человека. Нельзя не отметить, что если рассматривать цели, то айкидо здесь не является исключением.
В целом, айкидо не находится обособлено от иных боевых искусств, поскольку его идеи основываются на неприятии агрессии и всеобщей гармонии, но, как и в любом другом виде боевого искусства, осознание этого достигается только с помощью довольно интенсивных и длительных тренировок. В будничной жизни, не ступая на татами, и не затратив множества физической энергии, невозможно ограничиться только приятными размышлениями о принципах айкидо.