Морихэй Уэсиба очень тяжело переживал смерть своего отца – Ёроки Уэсиба, умершего 2 января 1920 года, когда ему было 76 лет. Он в поисках душевного успокоения принял решение переехать в Аябэ, чтобы находиться рядом с Онисабуро Дэгучи. Его религиозное учение дало бы ему возможность обрести душевное равновесие в своей душе. В Аябе он поселился в доме, расположенной сзади начальной школы, в районе, где проживали последователи учения Омотокийо. В этом доме он вместе с семьей прожил до 1927 года, т.е. до своего переезда в Токио.
Морихэя сильно захватила идея Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми с помощью их совершенствования в боевых искусствах. Он, принимая участие в медитациях и физических упражнениях, присоединился к ученикам Омотокийо. Морихэй с помощью Онисабуро часть своего дома переоборудовал в додзё на 18 циновок, и назвал ее «Академией Уэсиба». В ней он последователей Омотокийо начал обучать боевым искусствам. К сожалению, Морихэй потерял своих двух сыновей в первый год пребывания в Аябе. В августе 1920 года его сын Такэмори заболел и умер, а в сентябре скончался второй его сын Кунизхару в возрасте одного года. Академия Морихэя Уэсибы начала углубляться и расширяться на протяжении первого года его пребывания в Аэбе, и стала расти популярность у великолепного мастера боевых искусств.
Трудности пути
В Академии также стало увеличиваться количество учеников, и не только благодаря последователям Омотокийо. В ней обучались военные моряки с базы Майдзуру. В феврале 1921 года власти, устроив облаву на штаб-квартиру последователей Омотокийо, арестовали несколько человек, в том числе и Онисабуро. Но, эти неприятности не коснулись семьи Морихэи и его Академии. Морихэй в следующие два года оказывал помощь Онисабуро, освобожденному под залог, в восстановлении центра Омотокийо. Он обрабатывал девять соток земли в Теннодэра, предоставивших администрацией, и при этом он не прекращал преподавать в Академии.
У Морихэя при возделывании земли и проведении каждодневных занятий боевыми искусствами возникли мысли, что, несомненно, существует родство между обоими видами деятельности, а также они призваны лелеять и взращивать жизнь, очищать и защищать ее. Морихэй всем сердцем принял веру в то, каждое действие ценно лишь тогда, когда оно наполнено ответственностью и оберегающей любовью за живое. В дальнейшем все его поступки были подчинены ей. Другими словами можно сказать, что в его жизни вера стала лейтмотивом. В тот период Морихэй начал изучать котодаму – науку о единстве содержания и формы.
Он прекратил преподавать Дайто-рю и Ягю-рю, поскольку понял, что нужно преодолеть условные разграничения между телесным и духовным развитием потому, что они взаимосвязаны. Таким образом, зарождалось совершенно новое оригинальное боевое искусство, базирующееся, не только на превосходной технике самообороны, но и на гармоничном развитии тела и духа. Морихэй в 1922 году такое боевое искусство назвал Айки-будзюцу.