Сэнсей Морихей Уэсиба является одной из наиболее примечательных личностей в истории боевых искусств XX века. Еще при жизни его мастерство никому не удалось превзойти, а после его смерти ему было посвящено множество историй и легенд. Сегодня уже почти не осталось учеников сэнсея Морихея Уэсибы, упорно одна с другой переписываются его биография, очень мало сохранилось видеороликов и фотографий, поэтому довольно сложно рассказывать о его мастерстве. Однако, объективно следует отметить то, что человек, способный развить новое боевое искусство, ставшее популярным во всем мире, должен отличаться завидной харизматичностью.
Очередной этап жизненного пути.
Уэсиба в детстве некоторое время изучал дзю-дзюцу, шинкате-рю кен-дзюцу, кито-рю. Обучение этим видам боевых искусств осуществлялось под руководством сенсея Тозаба Токусабуро. У него не было возможностей регулярно заниматься этими видами боевых искусств, поэтому невозможно оценить его достижения в них. В 1924 году Уэсиба решил принять участие в Монгольском походе – забавной авантюре Дэгути, основавшего омото-кё. Неожиданно Дэгути представил себя аватаром Будды Майтрея, и он своих приверженцев призвал выдвинуться в Монголию, чтобы заняться поиском Шамбалы.
Совершенно было не понятно, что было нужно основателю омото-кё в священных землях. Вероятнее всего, у него появилось желание создать там целое новое государство, чтобы объединить все азиатские народы. Но, в каждом случае Дэгути лично верхом на белом коне возглавлял пешую группировку добровольцев, в составе которой был и Уэсиба. Несомненно, вид такой процессии не мог не оставить неизгладимого впечатления у жителей Шамбалы. Они так и не смогли найти священную землю, но только их арестовала китайская полиция, которая с подозрением отнеслась к рассказу путешественников. Их всех обвинили в шпионаже против Японии, и приговорили к расстрелу. Но, благодаря своевременной помощи японских дипломатов, им удалось избежать смерти, и они смогли возвратиться на родину.
Уэсиба после завершения похода возвратился в Аябэ, где продолжил изучать боевые искусства. Его более всего интересовали такие виды боевых искусств, как кен-дзюцы (работа с мечом), со-дзюцу (работа с копьем) и дзю-дзюцу. В 1930 году мастер начал сооружать собственное додзё «Кобукан», его в дальнейшем за исключительную интенсивность и жесткость тренировок стали называть «дьявольским». Следует отметить, несмотря на то, что в айкидо не важная физическая сила, но все-таки сам Уэсиба и его ученики, отличались хорошей физической подготовкой. При этом основатель айкидо весил 88 кг, а его рост был всего лишь 155 см.
Уэсиба с 1930 по 1940 годы совершает довольно много путешествий по Токио, при этом он старается заниматься пропагандой нового боевого искусства. Помимо Кобукана, он преподавал в таких учебных заведениях, как военно-морская академия, армейская школа Тояма, академия военной полиции. В 1941 году новое боевое искусство под названием Уэсиба–рю айки–будо было официально признано союзом японских боевых искусств, а в 1942 году Уэсиба окончательно назвал свое направление «Айкидо».