Имеется ввиду, конечно же, след, оставленный им в самом знаменитом его творении, называемом айкидо. Дабы разобраться в этом вопросе, надо изучить не только жизненный путь признанного великим сэнсея, но и непосредственно его детище, а кроме того, конечно же, реалии нашего мира, который является рамками бытия для всех нас, а потому не учитывать его действительность, банально, бессмысленно. Кроме того, важно оставить в стороне стремления, как возвысить, так и унизить знаменитого Уэсибу, дабы получить, как можно более объективный итоговый вывод.
Начнём с того, что Морихеи по жизни чем только не занимался… Он был работником налоговой службы, коммерсантом, солдатом и ещё бог знает кем, по ходу течения своего бытия, стараясь по возможности предаваться изучению различных единоборств. Одно из которых он, в итоге, создал сам. При этом, наиболее важным в этом процессе является тот факт, что сэнсей Уэсиба считал самой существенной целью своей деятельности в области боевых искусств сугубо социальную, ко всему ещё и очень своеобразную, состоящую в желании добиться насаждения мирных взаимоотношений между людьми, приводя их к этому состоянию с помощью, как ни странно, боевых искусств. Если вспомнить о том, что реально эффективный, прочный мир может быть построен только на взаимовыгодном, совместном, респектабельном созидании общедоступной комфортабельности, то сразу становится понятно, что задача, которую поставил перед собой Морихеи, выглядит действительно странной. По крайней мере, на первый взгляд уж точно.
Чем сомнительней умения, тем больше примирения…
Вследствие чего, сразу возникает желание обратиться к сути его творения, ещё точнее, к тому, что на практике представляет собой айкидо в его наиболее распространённом, чаще всего демонстрируемом виде. Стоит погрузиться в эту тему и довольно быстро приходит понимание того, что речь идёт о системе захватов, следующих за ними болевых приёмов и бросков, действительно акцентировано нацеленной на избегание применения ударных действий, а заодно и на их нейтрализацию. Если оценить с точки зрения реальности данный подход к противостояниям, то становится ясно, что в том виде, в котором он преподаётся в современном айкидо, предлагаемые им техники практически никак не осуществимы.
Ведь для того, чтобы сделать болевое, сковывающее противника воздействие, например, наиболее распространённое, прилагаемое к одной из его рук, надо, либо совершить такого рода приём очень быстро, так чтобы человек не успел напрячь конечность. Либо вначале вывести оппонента из равновесия, например, применив то или иное воздействие на коленные суставы, дабы он, опять-таки, расслабил хотя бы одну из рук, и тем самым дал возможность осуществить залом. С учётом того, что учение сэнсея Уэсибы не предполагает обучение скоростным захватам-заломам, а заодно и умениям разрушать устойчивость ног противника, вряд ли его можно назвать эффективным. А значит, получается очень простой вывод, гласящий, что мира в среде воинствующих людей наиболее просто было решено достигнуть путём их обучения неумению драться, ко всему, ещё и поданному в виде чуть ли не религиозного, возвеличивающего культа. Это, кстати, очень и очень хорошо соответствует, к сожалению, главенствующим в земном обществе тенденциям, состоящим в том, что надо просто кем-то казаться, нежели реально быть.