Сегодня для исправления технических недостатков, присущих айкидо, предлагают более широко использовать атеми, обучать технике атаки, дополнить айкидо техниками самообороны. Также еще предлагают в айкидо ввести соревнования, способные добавить элемент реализма в него, и позволяющие обеспечить возможность правильной оценки мастерства оппонентов.
При этом, обычным аргументом можно назвать следующий: воинскую систему следует оценивать по тому фактору, как человек, обладающий ею, ведет себя в бою или вел бы себя в нем. К примеру, смог бы победить обладатель 5-го дана в карате или обладатель пятого дана в дзюдо, если им нужно было встретиться в поединке? Какое из воинских искусств таеквондо или кунг фу является более мощным? Способен ли айкидока без опыта в иных боевых искусствах одержать победу в схватке с представителями таких воинских искусств, которые более ориентированы на использование в реальном бою? Дискуссировать и размышлять можно долго, но не удается прийти, ни к какому консенсусу.
Айкидо системы Томики
Наиболее колоритно концепция соревнований по айкидо воплотилась в айкидо системы Томики, основанной на философии мышления Дзигоро Кано – родоначальника дзюдо. Перед войной Кендзи Томики учился у Како и у Морихея Уесибы. Он успешно участвовал в соревнованиях по дзюдо, а также ему удалось разработать спортивную систему айкидо. В 50-е годы XX века Томики начал через клубы эту систему внедрять в университете Васеда. Эти состязания состояли в том, что один оппонент, вооруженный бутафорским ножом, нападал на другого оппонента, который должен был защищаться. Противники менялись ролями через определенное время, а затем им за исполнение выставлялись оценки.
Система спортивного айкидо состояла не только из боев, но и из катов. Сенсей Томики старался экспериментировать с разными модификациями данной системы. Томики умер в 1979 году, и его ученики под флагом Японской Ассоциации Айкидо продолжили его дело. Сейчас в мире около сотни клубов и школ используют систему Томики. Довольно неоднозначны результаты их продолжающихся экспериментов с соревновательным айкидо. Определенная часть занимающихся айкидо, даже в рамках данной системы, отдает предпочтение более традиционным методам и отказывается принимать участие в состязаниях.
Сторонники других направлений айкидо, считающих, что принцип состязаний противоречит основным принципам айкидо, критикуют метод Томики. Поэтому система Томики Айкидо, в отличие от основных направлений данного искусства, является изолированной в какой-то степени. Вероятнее всего, сторонников традиционного айкидо, критикующих систему Томики, не очень беспокоят элементы состязаний в Ки-Айкидо и Ёсинкан, так как в них отсутствуют схватки, противопоставляющие участников друг другу. Но, вряд ли такой тип соревнования по айкидо сможет удовлетворить тех, кто желает реформировать тренировки по айкидо, позволяющие появиться «зубам» у его техник.