С понятием Дзансин рано или поздно может столкнуться каждый человек, занимающийся Айкидо Ёсинкан. При этом довольно часто оказывается, что у занимающегося Айкидо нет этого самого дзансина, а его наличие необходимо только для того, чтобы техника стала эффективной и правильной. Эта ситуация осложняется тем, что русским языком никто не может объяснить, что такое дзансин и где его раздобыть. Одни считают, что это характерная поза после осуществления броска, другие убеждены в том, что это особый боевой настрой.
На иностранных сайтах порой под дзансином подразумевают постоянный визуальный контроль своего оппонента, при этом его желательно осуществлять с довольно грозным лицом. В этой статье расскажем о дзансине, как о довольно сложной концепции для понимания. Но, следует отметить, что автор совершенно не претендует на истину в последней инстанции, а также совсем не гарантирует того, что его собственное понимание данного слова правильное и исчерпывающее. Однако прочтение данного эссе должно все-таки помочь лучше понять смысл данного слова и его значения, чтобы успешно изучить Айкидо Ёсинкан.
Дзансин в боевых искусствах
Дзансин это не прерогатива Айкидо Ёсинкан. В боевых искусствах это понятие дольно широко распространено. Под ним подразумевается такое состояние духа, дающее возможность спокойно завершить одно движение, и затем контролируемо начинать следующее. Человек в подобном состоянии должен полностью сосредоточиться на всем происходящем в эту минуту. Нужно сказать, что такое состояние полной осознанности подразумевает реакцию на любую атаку и разносторонний контроль пространства, окружающего вас и оппонентов.
К примеру, дзансин в искусстве стрельбы из лука (кюдо) обозначает характерную позу после уже выпущенной стрелы. Такое положение позволяет, как бы подчеркнуть необходимость сохранения особенного психологического настроя перед выполнением упражнения, во время и после его выполнения. Следует отметить, что после выстрела вполне понятна логика сохранения такого настроя. Лучше всего постоянно сохранять бдительность, чтобы в дальнейшем не обнаружить, что было все-таки несколько, а не один противник.
Под дзансином в кендо подразумевают состояние духа, позволяющее сохранить физическую и ментальную готовность отреагировать на каждое изменение ситуации, к примеру, если оппонент начнет внезапно атаковать. При этом данное состояние должно сохраняться даже в тех случаях, когда человек после успешной атаки возвращается в камае. Это является обязательным компонентом хорошей техники. В общем варианте подразумевается то, что человек, находящийся на татами, вместо того, чтобы сосредоточенно и четко отслеживать, что собирается делать его оппонент, пытается чесать себе затылок, вращать головным концом туловища, чтобы только увидеть, чем занимаются окружающие, или пытается увлеченно обсуждать записи на вчерашнем форуме, то в этом случае не может быть и речи ни о каком дзансине.