Следует отметить, что между буддизмом и действиями, устремленными на самооборону, по-видимому, существует исходное противоречие. Согласно такой религии, как буддизм, пристрастие к идее «индивидуальной сущности» это основное препятствие, позволяющее духовно развиваться. Для того, чтобы жить в обществе необходимо на практике иметь представление о себе, как об отдельной индивидуальности, идентифицировать себя и понимать себя как личность. Но и в это является серьезной отрицательной стороной, способной привести к неизмеримым страданиям.
Дзен-восприятие.
С точки зрения традиционного дзенского разрешения кажущегося противоречия необходимо научиться выполнять такие техники самообороны, о которых личности не нужно планировать и не нужно думать специально. Это «привычные реакции», при которых отсутствует интервал на обдумывание оборонительными техниками айкидо между временем атаки и ответом на нее. Автоматический, безличный мощный ответ может нанести такой ущерб, который может стать угрозой для жизни. Есть ли какой-нибудь метод достижения этого практически невероятного «безличного» уровня мастерства, позволяющий при этом оставаться милосердным и добрым.
Как с точки зрения хинаяны и махаяны подойти к айкидо?
Буддизм основывается на двух основных направлениях. Хинаяна, как ранняя форма, в Индии появилась как модификация традиционного индуизма. Эта форма базируется на медитативной практике познания себя, ею занимались монахини и монахи. В течение многих веков она развивалась, и на нее оказывали влияние различные культуры, в которые она укоренялась. В Китае, некоторые аспекты Даосизма, воспринятые ею, привели к возникновению Чан буддизма. Данная форма в Японии преобразовалась в Дзен буддизм. И Дзен, и Чан представляют одну из форм Махаяны.
Но, философия всех форм буддизма, основывается на поиске возможностей для развития сострадания и мудрости. Несомненно, Дзен сосредотачивается, в основном, на том, чтобы достичь мудрости, при этом, следует представлениям о том, что личность, и оперирование интеллектуальными понятиями, не дают возможности достичь прямого, основного и непосредственного опыта, произвольно возникающего в каждый действующий период. Согласно дзенскому подходу к айкидо, самоидентификация личности исчезает во всеобъемлющей технике самозащиты в то время, когда она является очень мощным потоком энергии, которая не ограничена разумом. Но, в этом случае отсутствует сострадание, т.к. ему необходимы суждения и мысли. Однако, здесь выручает только то, что техники, из которых состоит искусство айкидо, считаются «щадящими», поскольку устраняют возможности для перелома суставов и пр.
Существует еще один буддийский подход к практике айкидо, отличающийся наличием сострадания. Этот подход базируется на отказе от чувства индивидуальности, но по-другому. В нем отсутствует какая-либо мысль о том, что личность должна себя защищать от «объективно имеющегося» агрессора, т.е. только присутствует совместное движение, при этом не должно ощущаться какой-либо отдельности.