Многие современники утверждают, что на самом деле основатель никогда не занимался оружием так пристально, что это могло стать основой для отдельной дисциплины. Но нельзя смотреть на факты и видеть все только с одной стороны. Да, он никогда не преподавал своим ученикам полноценные техники работы с оружием. Но при этом занятия для него самого использованием вооружения продолжались более двадцати лет – это не может не говорить о том, что изучение было вовсе не поверхностным.Еще в 1937 году сенсей также предпринимал и попытки активного изучения Синто-рю – искусства, которое основано отнюдь не на работе голыми руками. Эта школа с удовольствием указывает, что он подписал клятву своей кровью и был зачислен как один из новых учеников.
То есть трудно согласиться с теми людьми, которые говорят, что основатель не любил изучение боя с оружием или занимался этим поверхностно. Это было страстью, долговременной и весьма продуктивной. Нельзя отрицать очевидные факты.
Но это не является подтверждением того, что в его искусстве постоянно может использоваться оружие. Даже наоборот – мастер, конечно, сам любил познавать новое, но его ученики никогда не изучали вместе с ним. Даже Сайто и тот просто наблюдал за его тренировками. Но при этом даже наблюдение и собственное развитие привели его тренировки к той уникальности, которую признал даже его учитель. Не зря же он в свое время запретил использовать кэн и дзё во всех аспектах своего учения, кроме одного – тренировок Сайто. То есть то, что оружие не является частью айкидо, для многих является непреложной истиной. Но они забывают о том, что в любом правиле бывают исключения. Даже среди учителей Айкикай Хомбу, организации, которая официально против тренировок с любым видом вооружения есть те мировые знаменитости и легенды, которые используют подобную систему тренировок. И не было ни одного прецедента попытки запрета. То есть пока остается личным делом каждого дополнять свои тренировки подобными техниками или нет.