Уже много лет поклонники этого искусства спорят о том, должно ли собственно оно включать в себя такой аспект как использование различных систем вооружения. Поклонники обоих подходов спорят весьма горячо уже много лет. Но что говорит об этом история?
Для исследования такого вопроса было бы разумно использовать как основу слова основателя искусства, Морихэя Уэсибы. Мало кто знает, какой была его собственная позиция в этом вопросе. Да это и не так уж просто.
Дело в том, что в на его искусство, конечно же оказало огромное влияние мнение да и техника его учителя. А Сокаку Такэда как раз отстаивал позицию вооруженного боя, и был мастером фехтования, который также посвящал много времени изучению всех остальных видов вооружения. Дайто-рю, которое имело огромное влияние на формирование современного искусства боя, было основано на более древнем искусстве фехтования. Но вот времена к тому времени уже сильно изменились.
Если в древности ношение меча на улице было чуть ли не обязательно для любого самурая, то потом позиция власти изменилась и это стало запрещено. Конечно же, в таких условиях более необходимым стало изучение боя, который бы не заставлял зависеть от нахождения рядом вооружения.
Но и отказываться от исследования техники работы с оружием тогда не было принято. При любой философии оставалась одна важная особенность – национальное воззрение, в котором меч был важнейшим атрибутом, с пониманием которого выращивался каждый мужчина. Такое отношение в Японии можно заметить даже в наши дни. Поэтому мастер, который основал самое гуманистическое из боевых искусств, много времени проводил за изучением различных видов вооружения. За этим наблюдал Морихиро Сайто, и в его технике легко проследить это. Но на этом спор обычно становится только жарче – было ли это полноценное течение или просто попытка использовать то, что было предписано воспитанием?